Кузнецова Дарья Сергеевна
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ "Серковский детский сад"
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО"

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО"

 "Здоровье детей - здоровье нации!" Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. по ФГОС одгим из приоритетных направлений деятельности детского сада являеться проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Суть здоровьесберегающих технолоий 

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех уастников образовательного процесса в ДОУ. Исспользование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском суда без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников
  • проведение профилактики оздоровительной работы
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни
  • мотивация детей на здоровый образ жизни
  • формирование полезных привычек 
  • формирование валеологических навыков
  • формирование осознанной потребности в регулярныз занятиях физкультурой
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-профилактические
  • Физкультурно-оздоровительные
  • Валеологическое образование родителей
  • Валеологичесое просвещение педагогов
  • Здоровьесберегающее образование детей

Только реализуя все указанные виды здоровьесбегерающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада:

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложне физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в

  • смена вида деятельности
  • предупреждении утомляемости
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения
  • активизация кровообращения
  • активизация мышления
  • повышении интереса детей к ходу занятия
  • создание положительного эмоционального фона.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относиться дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организа кислородом
  • тренировать дыхательный аппарат
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания
  • повысить защитные механизмы организма
  • востановить душевное равновесие, успокоиться
  • развивать речевое дыхание

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегабщих технологий, который применяется не  только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных оущений
  • координации движения пальцев рук
  • творческх сспособностей дошкольников

В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются таки виды упражнений:

  • массаж
  • действия с предметами или материалами
  • пальчиковые игры

Пальчиковую гимнастику рекомендуется делать ежедневно.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • Снятия напряжения
  • предупреждения утомления
  • тренировки глазных мышц
  • укрепления глазного аппарата

Психогимнастика

Психогимнастика относиться к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в ДОУдля развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключаеться в следующем:

  • проведение психофизической разрядки
  • развитие познавательных психических процессов
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами
  • коррекция отклонений в поведении или характере

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

  • восполнение "двигательного дефицита"
  • развитие двигательной сферы детей
  • укрепление мышечного корсета
  • совершенствование познавательных процессов
  • формирование эстетическихпонятий

Игротерапия

в ФГОС указывается, чо у дошкольников ведущим видом деятельностиявляется игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должная являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявлять эмоции, переживания, фантазию
  • самовыразиться
  • снять психоэмоциональное напряжение
  • избавиться от страхов
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся детиспециальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей
  • профилактика простудных задолеваний
  • решение проблем со сном.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию
  • цветотерапию
  • музыкотерапию
  • витаминотерапию
  • физиотерапию
  • гелиотерапию
  • посочную терапию

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.